Замятин "Мы" и книга Оруэлла "1984": что общего📘

Бунтующие брюнетки и тоталитаризм – мнимое сходство двух антиутопий.

Евгений Замятин написал роман «Мы» и стал родоначальником литературной антиутопии образца ХХ века. Спустя четверть века его более знаменитый коллега по цеху Джордж Оруэлл написал легендарный «1984». Легко заметить общие моменты в сюжете и строении мира обоих произведений. Оруэлл действительно вдохновился работой своего предшественника. Но считать «1984» переработкой «Мы» неверно. Далее – спойлеры.

Считать «1984» переработкой «Мы» неверноСчитать «1984» переработкой «Мы» неверно



Протагонист

Уинстон ненавидит партию, Старшего Брата и всё, что с этим связано. Он презирает искренних приверженцев внешней партии и ужасается порядками общества, в котором вынужден жить. В нем изначально есть желание разрушить эту систему. Встреча с Джулией убеждает его, что он такой не один, и придает решимости сопротивляться. Он искренне готов любыми методами ослабить позиции партии.

Д-503 занимает важное место среди нумеров. Он – органичная часть системы Единого Государства, которая стройно движется вместе с остальным механизмом. Свою любовь к I-330 он считает болезнью. Полный сомнений до операции, после нее он просто делает то, на что считал правильным, но на что не решался из-за любви. Он – узник, освобожденный из плена чувств.

Слепое подчинение Единому государствуСлепое подчинение Единому государству



Антагонист

Оруэлл создал черно-белый мир с угнетаемыми пролами и внешними партийцами с одной стороны – и тиранической партией с фанатиком О'Брайеном с противоположной. Тон романа, злоключения Уинстона в министерстве любви, объяснение мотивов угнетателей – все это ни на секунду не позволяет сомневаться, что партия – плохие ребята.

В Замятиновском Едином Государстве ситуация иная. По крайней мере, с точки зрения главного героя. Он восхищен миром, в котором живет и искренне удивлен, что кто-то допускает, что он несовершенен. Он борется в итоге с самим собой, со своей ограниченностью. Какого-то явно воплощенного злодея в романе нет.



Женщины

Темноволосые и готовые нарушать запреты героини обеих книг отличаются теми мотивами, что ими движут.

Джулия хочет жить так, как ей нравится – с Уинстоном, в комфорте и безопасности. Она видит только то зло, которое партия причиняет лично ей. Судьба мира, грязные методы и огромные масштабы влияния партии Джулию мало интересуют.

I-330 – участница сопротивления. Её мотивы – политические. Д-503 сомневается – взаимны их чувства, или она просто использует строителя Интеграла, как ключ к успеху своей революции? Методы, которыми она привлекает к себе Д-503 показывают, что она, быть может, не очень то и заботится о его благополучии.



Надежда

У Оруэлла все заканчивается совсем невесело. Уинстон сломлен – из него-таки выдавили любовь к Джулии и стремление к свободе и наполнили верой в непогрешимость партии и обожанием Старшего Брата. Как заметил О'Брайен, Уинстон – последний человек.

Замятин оставляет читателям проблеск надежды. Да, главному промыли мозги. Да, I-330 казнят. Но где-то за стеной живут другие люди, О-90, и её, зачатый Д-503, ребенок.


При кажущемся сходстве, эти книги говорят разные вещи. Идеалистический подход Замятина несёт сообщение о том, что всегда есть выбор. Нужны только смелость и честность, чтобы ему следовать.

Оруэлл написал «1984» после зверств нацистов и красных чисток. Он понимает, что тоталитаризм – это не стройные ряды граждан, которые принимают пищу и занимаются сексом по расписанию. Это парализующий страх, репрессии и пытки. «Вот во что может превратиться слишком много власти в руках горстки избранных» - такое он оставляет послание.


Share:


Comments

Comments are loading...

OTHER ARTICES