Цель в жизни: как ее найти✴️❔

Философы отвечают

Искать цель жизни — давнее занятие философов, однако вплотную этим заниматься ученые стали только последние лет 60-70: с тех пор, как философия смысла жизни стала самостоятельным направлением. До этого философы силились понять, что такое счастье, нравственность, добро, справедливость и ответственность, пытались сформулировать как можно точнее понятия «человек» и «бытие», и вопрос о смысле жизни становился как бы побочным. Но вопрос был. Так каков же ответ?

Философия перестала бы быть философией, дай она какой-то один правильный ответ. Поэтому послушаем разные мнения.

Искать цель жизни — давнее занятие философовИскать цель жизни — давнее занятие философов


Ищите мудрость, говорит Сократ

Сократ учил (по крайней мере, в изложении Платона), что смыслом жизни являются мудрость, процесс познания, особенно – познания самого себя. Только это может сделать людей счастливыми, потому что смещает фокус с того, что именно мы имеем, на то, как мы распоряжаемся тем, что имеем. Зачем нужно богатство, если оно используется, только чтобы принести еще больше богатства? Или, тем более, чтобы создавать оружие, и множить беды?

Сократ заметил, что даже самые хорошие вещи глупцу принесут только несчастье, ведь он не сможет правильно ими воспользоваться. Деньги и здоровье он промотает, потому что не будет следить за собой, любовь упустит из-за придирок или завышенных ожиданий.

Потому Сократ учил, что только в обретении мудрости и заключается наивысшая цель нашей жизни. Ведь умный, даже не имея ничего, найдет способы, как обернуть ситуацию в свою пользу.


Живи сейчас, считают киренаики

Некоторые ученики Сократа с ним не согласились и основали свою школу. Они назвали себя киренаики. Эти мыслители считали, что истина у каждого своя, а потому мудрости учиться не надо. А целью жизни нужно сделать различные радости, например, вкусную еду, страстный секс или увлекательную беседу.

Логика такая: раз будущее неизвестно, а одно и то же может разным людям (или одному человеку в разные времена) приносить и удовольствие, и страдание, нужно жить сейчас и каждый миг своей жизни делать максимально счастливым.

В этом и заключается смысл по киренаикам — наслаждаться жизнью и самому решать, что тебя радует: вечеринки и угар или интеллектуальные беседы и научные изыскания. Неправильных ответов нет.


Удовольствие удовольствию рознь, отвечает Эпикур

Киренаиков многие философы упрекали в оправдании вседозволенности и праздности. Но и полностью отрицать того, что радости делают жизнь человека осмысленнее, они не могли. Компромиссом стало эпикурейство.

Древнегреческий философ Эпикур разделил все удовольствия на «временные» и «постоянные». Первые — эфемерные и преходящие, после которых обязательно следует страдание: например, мы были голодны, вкусно поели и получили наслаждение от еды, но спустя пару часов снова хотим есть, а значит, страдаем и опять находимся в поисках удовольствия. Замкнутый круг.

В противовес этим непостоянным радостям Эпикур предлагал сделать смыслом своей жизни получение «постоянных» (или «высших») удовольствий — душевного покоя, благоразумия и умеренности.

Если мы достигаем душевного равновесия, оно остается с нами и в сложные минуты помогает видеть в жизни главное. Чтобы достичь такого состояния духа, Эпикур советовал заниматься самопознанием, изучать новое, не бояться богов и смерти, а также сосредоточиться на том, что в наших силах.


Будда и стоики рекомендуют: нужно не больше удовольствий, а меньше страданий

Учение Эпикура отчасти согласуется с тем, что советуют стоики и буддисты. И те, и другие считают целью жизни душевный покой — только достигнуть его предлагают благодаря свободе от страданий, а не накоплению удовольствий. Дело за малым – перестать страдать.

Стоики считали, что преодолеть страдания может лишь человек в состоянии апатии. И это не полное равнодушие и даже упадок сил, как принято нынче думать, а особое состояние ума, достигаемое благодаря правильным суждениям и самоконтролю.


Когда мы поймем, что всё в мире делится на то, что мы можем контролировать, и на то, что не можем, а также будем беспокоиться только о первых и не волноваться о вторых, — тогда мы начнем жить стоически. Причем единственное, что мы полностью можем контролировать — это наше отношение к чему-либо. Только мы сами вправе решать, переживать нам из-за дождя, или вместо этого просто взять зонт и сосредоточиться на своем душевном равновесии.

Буддизм тоже ставит свободу от страданий превыше остального. Чтобы достичь её, нужно помнить, что источник страданий — наши желания. Мы постоянно чего-то желаем и страдаем, когда этого у нас нет. А получив, страдаем, потому что боимся этого лишиться, а еще начинаем хотеть большего или чего-то другого. Только отказавшись от всех желаний, человек может избавиться от страданий и достичь особого состояния — нирваны.


Будь хорошим винтиком в большом механизме, советует Конфуций

Еще один любопытный вариант жизненной цели из восточной философии, — стремление построить идеальное общество, в котором будет достигнута гармония между человеком и Небом.

Древнекитайский философ Конфуций учит, что идеальное общество можно создать, только если каждый его член будет хорошо исполнять свои обязанности и следовать своей судьбе.


Он рассматривал каждого человека как частичку большой системы, для слаженной работы которой важно, чтобы каждый старательно исполнял свои обязанности. Только работая сообща, исполняя отведенную роль и уважительно относясь друг к другу, люди способны жить в лучшем обществе. Поэтому смыслом жизни Конфуций объявлял самосовершенствование и мастерское исполнение той работы, которая дана. Каждый человек, кем бы он ни был, способен учиться и совершенствовать то, что он делает: неважно, будь то уборка и готовка или управление страной.

Кроме того, Конфуций напоминает, что люди никогда не должны забывать и о других сферах жизни. Много внимания в конфуцианстве уделено отношениям: как быть хорошим сыном и родителем, как любить всех людей и как исполнять свой долг перед другими.


Долг – это святое, говорит Кант

Нужно следовать нравственному долгу. Суть его такова: наш долг в том, чтобы жить и относиться к другим людям так же, как мы хотели бы, чтобы жили другие и относились к нам самим.

Проще говоря, если унижаешь других, не жалуйся, когда унижают тебя. А если хочешь, чтобы тебя любили, в первую очередь люби и уважай других.

Впрочем, Кант не поощряет эгоизм и учит, что к другим ни в коем случае нельзя относиться как к средству для достижения собственных целей: например, любить других только для того, чтобы любили тебя. Наоборот, нужно ценить каждого человека и видеть в нем личность или, как сказал бы Кант, «конечную цель». Только жизнь в согласии с моралью и может быть осмысленной.

Наш долг в том, чтобы жить и относиться к другим людям так же, как мы хотели бы, чтобы жили другие и относились к нам самимНаш долг в том, чтобы жить и относиться к другим людям так же, как мы хотели бы, чтобы жили другие и относились к нам самим


Нужно больше счастья, считают утилитаристы

Не все философы согласны с тем, что праведная жизнь заключается только лишь в исполнении нравственного долга. Утилитаризм учит, что действие может быть названо моральным, только когда оно приносит как можно больше счастья и пользы всем вокруг. А значит, и цель жизни состоит в том, чтобы это счастье максимизировать и помочь тем самым обществу.

Чтобы этого добиться, можно, мысленно подсчитывать, как много хорошего принесет то или иное действие, а затем делать то, что наиболее полезно окружающим. Иногда даже во вред себе: выбирая между счастьем одного или десятерых, утилитарист предпочтет количество. А потому жизнь, наполненная смыслом, будет та, в которой человек приносит наибольшую пользу обществу и делает как можно больше людей счастливыми.


Смысла нет, утверждают нигилисты

Некоторые философы вообще не видят в жизни смысла. Например, Фридрих Ницше напоминает, что нет никакой объективной истины, всё зависит только от того, под каким углом мы смотрим на вещи. У мира нет никакого смысла, как нет одной объективной истины, и нам нужно прекратить поиски.

Его поддерживает французский философ XX столетия Альбер Камю, который тоже говорит, что жизнь абсурдна и не имеет никакого смысла, как бы мы отчаянно ни пытались его найти. Все наши попытки — всего лишь разные точки зрения, ни одна из которых не может быть окончательной.

Жизнь бессмысленна, но это не значит, что следует сдаться и отказываться жить. Скорее, стоит прекратить попытки искать смысл и заявить, что отсутствие смысла дает человеку огромную свободу. Можно делать всё, что хочется, и не переживать за то, что твои действия бессмысленны. Можно, наконец, откровенно сказать себе: «Жизнь — это абсурд, но я буду ею наслаждаться». Не жалеть о прошлом, не переживать за будущее, просто жить.

В конце концов, научиться жизни можно, только начав непосредственно жить. Пусть непонятно, как это всё делается, но иначе никак. К жизни не прилагается никакой готовой и проверенной инструкции. А если бы она была, то жить было бы слишком скучно.


Share:


Comments

Comments are loading...

OTHER ARTICES